Картины легендарных модернистов предстанут перед зрителями, показывая загадочный мир революционного искусства рубежа XIX—XX веков. В это время мир переживал самую настоящую революцию и искусство тоже. Искусство должно было отреагировать на новые тенденции, мировозрение, на окружающий технический прогресс. В эту переломную эпоху зародились экспрессионизм, абстракционизм, сюрреализм, супрематизм и другие течения, которые впоследствии были объединены термином «модернизм». Художники больше не копировали действительность, а творили собственную реальность.
– «Мастера модернизма из Эрмитажа» (Masters of modern art from the Hermitage), Художественная Галерея Нового Южного Уэльса (Art Gallery of New South Wales), Сидней (Sydney), Австралия (Australia)
Интересные места, фестивали и выставки
«Мастера модернизма из Эрмитажа» (Masters of modern art from the Hermitage) – 2018
12 октября 2018 года в Художественной галерее Нового Южного Уэльса в Сиднее, открылась выставка «Мастера модернизма из Эрмитажа». На выставке представлено 65 работ, охватывающих период с 1890 по 1920 год – время, в течение которого искусство проходило по пути от позднего импрессионизма до абстракционизма.
– Фойе оформленное так, что создается вид на Дворцовую площадь
– Начало выставки
– Первой нас встречает картина Бернара Бюффе ( Bernard Buffet) – “Эрмитаж”
Выставка состоит из нескольких разделов. Один из них посвящен первым художникам отошедшим от академической традиции до импрессионистов и представлен картинами Моне, Писсарро и Сислей. Другой – Сезанну и Гогену, которые сформулировали фундаментальные принципы нового искусства в своей работе. Третьий – художникам группы «Наби» (Les Nabis), которые развили достижения постимпрессионизма в цвете и композиции. Центральную часть экспозиции занимают работы Матисса и Пикассо, чьи работы как тогда, так и сегодня воспринимается как наивысшее проявление искусства 20-го века.
– “Ветреный день в Вене” – Альфред Сислей
– “Маковое поле в Живерни” – Клод Моне
– “Бульвар Монмартр в Париже” – Камиль Писсарро
– “Мост Ватерлоо. Эффект тумана” – Клод Моне
– “Зеленый пейзаж” – Огюст Эрбен
– “Берег Марны (Вилла на берегу реки)” – Поль Сезанн
– “Фрукты” – Поль Сезанн
– Месяц Марии (Женщина с цветами в руках) – Поль Гоген и вид на стену Symbilism: Inner Worlds
– Стена Symbilism: Inner Worlds:
— “Начало весны. Маленькие фавны” – Пьер Боннар
— “Мать и дитя”, “Святой источник в Гиделе”, “Посещение Марией Елизаветы” – Морис Дени
— “Уголок Парижа”, “За забором” – Пьер Боннар
— “В комнате”, “Дети в комнате” – Эдуард Вюйар
– Напротив в том же зале Анри Матисс – “Посуда и фрукты на красно-черном ковре” и “Букет цветов. Каллы”
– “Подсолнечники в вазе” – Анри Матисс
– “Нимфа и сатир” – Анри Матисс
– “Игра в шары” – Анри Матисс
Центральным явлением в искусстве в первой половине 20-го века был творческий диалог между Матиссом и Пикассо – и он также является кульминационным моментом этой выставки. Художники представлены картинами, которые позволяют зрителям судить о блеске их создателей.
Анри Матисс был центральной фигурой группы художников, получивших название «Fauves» («дикие звери»). На выставке представлены восемь его работ.
Прежде чем перейти дальше, пройдем зал “THE COLLECTORS”, где мы видим портрет коллекционера Сергея Щукина и фото комнаты его дома, где была вывешана часть коллекции картин. Сергей Щукин один из самых влиятельных меценатов XX века. Провидец-филантроп и активный защитник авангардного искусства одним из первых оценил высокий художественный потенциал кубофутуризма, супрематизма и конструктивизма.
– Портрет С.И. Щукина кисти Крон Христиан Корнелиус (Ксан) и Study (known as the Picasso Room) in Shchukin’s house, 1913
Надо отметить, что основу привезенной выставки составили картины из коллекций двух знаменитых российских купцов и промышленников Сергея Щукина и Ивана Морозова. Они, в начале XX века, покупали картины в то время молодых французских художников — модернистов, и таким образом помогали им стать на ноги. В их собраниях, которые были национализированы после революции, находилось несколько сотен картин, каждая из которых сегодня стоит целое состояние. Коллекция, привезенная в Сидней, составляет примерно одну восьмую часть общего собрания картин импрессионистов и авангарда Эрмитажа.
Пабло Пикассо также представлен восемью работами. Одна из самых важных картин художника – «Farm woman» – была создана в деревне под названием La Rue-des-Bois недалеко от Парижа, где Пикассо провел конец августа и осень 1908 года. Это своего рода портрет хозяйки дома, где он останавливался. Следует помнить, что именно Пикассо, экспериментировавший с новыми приемами на протяжении всей своей долгой жизни и заложил основы кубизма в 1907 году.
– Пабло Руис Пикассо – “Фермерша”, “Женщина с веером”, Мужчина со скрещенными на груди руками
– Пабло Руис Пикассо – “Композиция с разрезанной грушей” и “Столик в кафе (Бутылка перно)”
В том же зале экспонируются картины «фовистов». В октябре 1905 года проходил скандальный «Осенний салон», после которого влиятельный консервативный критик Луи Воксель (1870—1943) назвал участвующих художников «фовистами», фр. les fauves («дикими зверями», «бестиями»).
– “Вид на Сену” – Морис де Вламинк
– “Утро в Кавальере” – Анри Шарль Манген (Henri Charles Manguin)
– “Дорога среди гор” – Андре Дерен (Andre Derain)
– “Портрет Сюзанны Дюфи” – Рауль Дюфи (Raoul Dufy)
– «Весна» (Spring) – Ван Донген (Kees van Dongen)
– «Набережная Нотр-Дам в Гавре» (Notre-Dame Embankment, Le Havre) – Жорж Дюпюи (Georges Gustave Leon Dupuis)
– «Неаполитанский залив» (Bay of Naples) – Альбер Марке (Albert Marquet)
– Переходим в последний зал. Вид на часть Кандинского и Малевича
– Часть TRADITION AND INNOVATION последнего зала
— «Роща», «Портрет девушки в черном», «Натюрморт. Глиняный кувшин, белая салфетка и фрукты» – Андре Дерен (Andre Derain)
— «Женщина в черной шляпе» (Young Woman in Black Hat) – Феликс Валлоттон (Felix Vallotton)
— «Сидящая женщина» (Seated Woman) – Анри Матисс (Henri Matisse)
– Василий Кандинский (Wassily Kandinsky) 1866-1944
– «Пейзаж» (Landscape: Dunaberdg near Murnau) 1913
– «Композиция V» (Composition V) 1911 г.
– «Зимний пейзаж» (Winter landscape) 1909 г.
Выставка заканчивается работами деятелей, которые развили идеи новейшего искусства далеко за пределами своего признанного мегаполиса, Франция. Накануне Первой мировой войны современное искусство перестало быть предметом внутренних дебатов в рамках французской школы. Появились новые художественные центры. Искусство стало полем международного сотрудничества. В этом зале центральное место занимают три шедевра Василия Кандинского и икона современного искусства – “Черный квадрат” Малевича.
– Василий Кандинский (Wassily Kandinsky) 1866-1944 – «Пейзаж» (Landscape: Dunaberdg near Murnau) 1913
Дом Мюнтер в Мурнау 1908 года постройки, который называют также “Русский дом” Габриэль Мюнтер и Василий Кандинский проводили летние месяцы с 21 августа 1909 года, когда Габриель купила этот дом по 1914 год, когда Первая Мировая война вынудила русского художника вернуться на родину.
Здесь рождались идеи Кандинского, которые составили основу объединения “Синий Всадник” и одноименного альманаха. Церкви, улицы и пейзажи Мурнау, вдохновлявшие художника, увековечены на его картинах.
– Василий Кандинский – «Зимний пейзаж» (Winter landscape) 1909 г.
Полотно выполнено в излюбленном стиле абстракционизм. Цвета выбраны достаточно яркие. Насыщенный синий уверенно контрастирует с тонами желтого. Техника нанесения краски на холст заслуживает отдельного внимания. Крупные, хаотичные мазки являются итогом влияния на мастера творчества Клода Моне. Картина, наполненная радостными цветовыми пятнами, мастерски передает ощущение свежести, воздух искрится, снег переливается, горы вдали заиграли новыми красками, деревья уснули и стоят недвижимы. Желтоватое небо близко к земле, оно покрыто пышными облаками, сквоь которые проникают солнечные лучи. От этой картины веет покоем и счастьем…
– Василий Кандинский – «Композиция V» (Composition V) 1911 г.
Василий Кандинский рассматривал композиции как главные заявления своих художественных идей. Они имеют ряд характеристик, выражающимих эту монументальность: впечатляюще большой формат, сознательное планирование композиции и трансцендентность представления, выраженная нарастанием абстрактного образа. Подобно тому, как симфонии являются вехами в карьере композитора, композиции Кандинского представляют кульминацию его художественного видения в каждый конкретный момент его творческого пути.
“С самого начала, – писал художник, – уже одно слово “композиция” звучало для меня, как молитва”. Первая композиция датируется 1910 годом, последняя – 1939. Таким образом, “Композиции” прошли через все творчество Кандинского, от первых его шагов на пути к абстракции, до последнего “биоморфного” парижского периода. К сожалению, первые три композиции были уничтожены во время Второй мировой войны, сохранились только их фотографии.
Импрессии, импровизации и композиции – вот три формы, на которые опирался Василий Кандинский, окончательно разорвав связь с предметной живописью. И хотя его абстракции зачастую принимаются как спонтанные наброски, такое упрощённое восприятие является ошибочным. Каждая композиция художника – это тщательно выверенное произведение, наделённое смысловой нагрузкой посредством формы, цвета и их сочетаний. Не является исключением и Композиция V.
Полотно было создано в 1911 году, и автор только-только приступил к теоретической разработке своего осмысленного абстракционизма. Основная идея картины созвучна с обоснованием его творчества в целом – это переменчивые градации цветов и тонов, осязаемые звуки, окружающие человека, то проносящиеся мимо, то ниспадающие, всё это подчинено движению, проистекающему в своём метроритме.
Центральным элементом в работе является линия, которой автор даёт детальное обоснование в своём трактате «Точка и линия», даже сравнивая её со звуком. Вообще автор не раз делал попытку провести тождественные параллели между формой, цветом и музыкальным звуком. И хотя эти попытки не стали успешными, картины Кандинского как будто наполненные звучанием.
– “Черный квадрат” Малевича
Вот и конец прогулки. Полный альбом экспонатов выставки «Современные мастера из Эрмитажа» (Masters of modern art from the Hermitage) и описания ко многим картинам можно посмотреть на Facebook >>.
Ваш персональный русскоязычный гид Ирина
More photos: Australian Photography by Ilya Genkin – Western Australia Coast.
Информация в посте может добавлятся и изменяться!
Подпишитесь на RSS и не пропустите следующих статей.
0 Comments