Художник экспериментатор, с радикальным новым языком абстракции, который часто предлагал зрителям образные элементы, за которые они могли держаться, давая волю своей фантазии созвучной или нет, но все же диалог на совершенно новом геометрическом языке, от биоморфных форм, таких как клетки под микроскопом, до точно отображенных линий и форм.

«Доминирующая кривая» (1936)



Интересные места, фестивали и выставки

Кандинский в Сиднее

Выставка «Кандинский» – одного из самых влиятельных европейских модернистов – Василия Кандинского (1866–1944). Эта крупнейшая выставка, в рамках которой представлены 50 работ художника из коллекции музея Соломона Гуггенхайма в Нью-Йорке.

Выставка  «Кандинский»  пройдет с 4 ноября 2023 года и до 10 марта 2024 года.

В 1982 году в Художественной галерее Нового Южного Уэльса уже была выставка посвященная Кандинскому, на которой было представлено около 40 работ из коллекции Гуггенхайма. Теперь, сорок один год спустя AGNSW проводит новое шоу «Кандинский», в котором представлено более 50 работ!

Цвет – это клавиатура, глаза – молотки, душа – это фортепиано с множеством струн. Художник – это рука, которая играет, намеренно касаясь той или иной клавиши, чтобы вызвать вибрации в душе.

Василий Кандинский, 1911 г.



Устроители попытались проследить всю широту необыкновенной художественной жизни Кандинского, от его творческих начинаний в Мюнхене до его возвращения в Москву с началом Первой мировой войны, за которым следуют межвоенные годы, проведенные в Германии, где он был преподавателем в Баухаусе, и его последняя экспериментальная глава в Париже.



На выставке, в Художественной галерее Нового Южного Уэльса, представлены некоторые из самых почитаемых картин художника, считающиеся изюминкой экспозиции в культовом музее Гуггенхайма. Основные моменты выставки включают в себя его ранний карьерный шедевр «Голубая гора» (1908–09 гг.), «Картина с белой каймой» (1913), напоминающая о его любимой Москве, бушующая «Доминирующая кривая» (1936) и «Композиция 8» (1923), которую Кандинский считал вершиной своего послевоенного достижения. Большинство работ на этой выставке никогда раньше не видели в Австралии.



В раннем творчестве Кандинского прослеживается упор на цветовую составляющую, грамотная композиция и такие повторяющиеся темы, как пейзажи и русские народные мотивы. Но уже в 1913 году холмы, деревья и всадников вытесняет линия и цвет. За чёткими контурами и ритмическими фигурами всё меньше просматривается фигуративное и всё чётче проступает абстрактное.

Ниже – первый зал раннего творчества и картина «Голубая гора» (1908–09 гг.)

«Картина с белой каймой» (1913) – «К белой кайме я подходил очень медленно. Наброски помогали мало, то есть отдельные формы были мне внутренне ясны, – и все же я не мог заставить себя закончить работу над картиной. Это меня мучило. Через несколько недель я вновь взял наброски и все-таки чувствовал себя не готовым. Только долгие годы научили меня, что в подобных случаях нужно иметь терпение, чтобы не хватить картиной об колено.

И вот лишь спустя примерно пять месяцев случилось так, что я сидел в сумерках, рассматривая второй большой эпод, и внезапно совершенно отчетливо увидел то, чего Здесь не хватало, — белой каймы.

Я обращался с этой белой каймой так же своенравно, как она обращалась со мной: внизу слева провал, из него растет белая волна, которая внезапно падает, талью для того чтобы обогнуть правую часть картины ленивыми завитками, образует вверху справа озерцо (в котором про¬исходит черное кипение), исчезает к верхнему левому углу, где совершается ее последнее, решительное появление в картине в форме белых зубцов.

Поскольку белая кайма дала решение, я назвал в ее честь.»

«Композиция VIII» (1923)


В 1926 году был издан важнейший теоретический труд художника «Точка и линия на плоскости» и, естественно, большинство холстов этого периода представляют собой практическое воплощение его теоретических идеалов. Однако это не буквальная реализация, а, скорее, интуитивно-поэтическая интерпретация. В текстах Кандинский был последовательным и методичным, но, творя на холсте, работая с формой и цветом, он становился чувственным и импульсивным. И, конечно, он надеялся, что зритель будет воспринимать его работы так же эмоционально.

Целью Кандинского было формулирование абстрактного языка, вызывающего сильные эмоции у зрителя, во многом таким же образом, как это делает музыка. «Сама форма, даже полностью абстрактная … имеет свой собственный внутренний звук», писал он. В изобразительном искусстве Кандинский искал универсальный закон гармонии, который обязан присутствовать в основе всякого творения и эта, по сути, мистическая вера подкреплялась убедительной внутренней силой личности художника.

“В этой работе”, – пишет Грохманн – “геометрия становится числом, но числом, преобразованным в волшебство”



«Композиция VIII» была одной из первых картин, приобретенных коллекционером Соломоном Гуггенхеймом. В 1930 году он посетил Баухауз, где сразу же купил несколько работ художника. Это стало началом обширной коллекции, которая теперь выставлена в музее Гуггенхейма в Нью Йорке.

В 1914 году с началом Первой мировой войны Кандинский покидает Германию и возвращается в Москву, где в основном концентрируется на поисках духовного в искусстве. Но в 1921 году из-за постоянных нападок коллег художник решает опять уехать в Германию. В следующем году он начинает преподавать в Высшей школе строительства и художественного конструирования (“Баухаус”). Он также продолжает изучать, какое психологическое и духовное влияние на человека оказывает цвет и форма. В творчестве этого периода геометрические элементы всё больше выходят на первый план.

В 1933 году Кандинскому приходится покинуть Германию. Он переезжает во Францию и обосновывается в парижском предместье Neuilly-sur-Seine. У художника начинается очень плодотворный период, во время которого происходит последнее преобразование живописной системы: работает с неяркими цветами, появляются биоморфные формы. Во время войны из-за нехватки материалов размеры картин становятся меньше.

«Импровизация 28» (вторая версия), 1912 год


Кандинский испытал свое прозрение в студии и изучал возможности абстракции в таких работах, как Импровизация 28 (Вторая версия) (1912). В том же году он опубликовал свой самый известный текст «О духовном в искусстве», первое предложение которой: «Каждое произвение искусства является ребенком своего времени, часто оно является матерью наших эмоций», имеет такую же частоту, как и знаменитое первое предложение «Анны Каренина» Толстого (1878): «Все счастливые семьи одинаковы; каждая несчастная семья несчастна по-своему».

.

«В черном квадрате» (1923)
Эскиз к «Композиции II» (1910)



В самом начале поста я привела цитату Кандинского. Так вот, способность Кандинского ощущать вибрации цвета объясняется неврологическим феноменом синестезии. Синестезия — явление восприятия, заключающееся в несоответствии испытываемых человеком ощущений органам чувств, через которые сведения об окружающем мире поступают в мозг. Синестеты могут видеть цвета букв и цифр, чувствовать прикосновения звуков и связывать слова со вкусами и запахами.

В 2001 году нейропсихологи Виадур Рамачандран и Эдвард Хаббард предположили, что синестетический опыт возможен благодаря «кросс-активации» областей мозга, отвечающих за восприятие разных видов информации, что может быть вызвано врожденной мутацией генов. Так, например, зона мозга, распознающая цифры, активируется одновременно с находящимся рядом «цветовым» центром — в результате числовой ряд становится цветным.

Кандинский испытывал хроместезию, иначе её называют «цветным слухом». У людей с хроместезией звуки «транслируются» в визуальные впечатления, превращая творчество или поход в картинную галерею в уникальный мультисенсорный опыт.

Для творческого человека синестезия может стать ценным инструментом самовыражения. Эксперименты с интеграцией форм и образов в работах расширяют границы между областями искусства и помогают передавать комплексные чувства и эмоции.

Художник верил, что каждый цвет музыкален и вызывает звуковые ассоциации. Кандинский описывал их как «живые» и «говорящие элементы» картин. Через сочетание ярких красок, абстрактных форм и динамических линий, он пытался вызвать у аудитории эмоциональные реакции, которые испытывал сам.

В книге «О духовном в искусстве» 1910 года Кандинский подробно рассуждает о том, что лежит в основе художественного творчества. По его мнению, смысл картины складывается из внутреннего содержания её отдельных элементов — формы, линии и цвета. Уловив «нематериальную» суть этих вещей, автор способен создать живое произведение, по отношению к которому внешняя оболочка вторична. При этом форма способна изменять значение цвета: красный треугольник кажется нам особенно «острым», а синий круг — «глубоким».

из статьи – «Как Кандинский слышал цвета?»



.

«Белый центр» (1921)



Кандинский был пионером в свое время, когда речь заходила об использовании ярких цветов и выразительных форм и форм. На самом деле, его часто называют “основателем абстрактной живописи”, поскольку он отошел от религиозных влияний и традиционных мировых форм. Он послужил источником вдохновения для других художников.

Он жил в невероятные времена – конфликтов и перемен – и все же его искусство имело оптимизм и веру в настоящую духовную революцию, где искусство было главным героем. Послание в его работах тогда, сейчас такое же актуальное.





Ваш персональный русскоязычный гид Ирина



Карты и полезные ссылки

– Сайт Василий Кандинский
Art NSW – сайт Галереи
– Карта Сиднея – Street Directory


Статьи на тему
– Прогулки по Сиднею
– Выставка



0 Comments

Leave a Reply

Your email address will not be published.